Бал, Игра 'Золотая Осень'
'Золотая Осень' - Мода начала 19 века
Графиня Мария Павловна, George Dawe, 1822
Bryan Brummel, денди 19 века
Графиня дю Бери, Vige-Lebrun
Софья Николаевна Раевская
Мария Николаевна Раевская
Мария Николаевна Раевская


› Мода начала 19 века:

    - до 1814 года, ампир
    - 20-е годы 19 века, романтизм
    - мода, как создание образа
    - ссылки по костюмам


***


Мода до 1814 года. Ампир

«Античная мода» с 1794 года распространяется по всей Европе и, по сути говоря, открывает историю костюма 19 века.

Несмотря на то, что европейских монархов ужасали события во Франции, мода перешагнула политические и географические границы и вместе со своей союзницей-торговлей беспрепятственно прошла по всем европейским странам. В Англии она проявилась несколько более сдержанно, не в таком откровенно оголенном виде, в Германии, наоборот, с некоторой нарочитой грубостью. В России поначалу, несмотря на суровый климат и длинную зиму, довольно точно скопировали эту моду.

Кажущаяся простота костюма начала века обманчива. Она – не есть его упрощение, а потому не дает права, хотя это часто делают в театре и кино, собрать прямое полотнище под грудью на сборку и утверждать, что это костюм Татьяны Лариной. Современники этой моды апеллировали к прямым ассоциациям идеала легкости и грации, называя женщин «нимфами и богинями», хотя эта ассоциация достигалась не божественным преображением, а искусными руками и безупречным вкусом швей и портних.

Вигель, друг Пушкина, в своих воспоминаниях говорит, что на балы той эпохи можно было глядеть на великолепные барельефы или этрусские вазы.

«Московский меркурий» в 1803 году писал, что «в нынешнем костюме почитается обрисование тела. Если у женщины не видно сложения ног от башмаков до туловища, то говорят, что она не умеет одеваться или хочет отличиться странностью. Когда нимфа идет, платье искусно подобранное и позади гладко обтянутое, показывает всю игру мускулов ее при каждом шаге…».

Платья делались из гладких, тонких, преимущественно белых тканей: муслина, батиста, крепа, перкаля или кисеи. Они могли быть гладкими или с украшениями и каймой из лент и гирлянд цветов по подолу. Длина платья оставляла открытой ступню, обутую в сандалию. Движения в таких платьях приходилось делать плавные, не сутулиться, не горбиться и не размахивать руками, расслаблять кисти рук и округлять локти. На уроке танцев особенное внимание уделялось походке, реверансам, постановке корпуса.

Особо надо было уметь драпироваться в шаль, которая стала неизменным спутником легкого туалета, особенно в России: перекинуть шаль на одно плечо, на оба, через плечо и закинуть на грудь, закинуть на спину, грациозно закутаться и выполнить много других движений вплоть до танца «па-де-шаль», о котором упоминается в «Войне и мире».

«Наряду с «греческой» модой начинает появляться «римская», «турецкая». Роскошь и любовь к новому дошли до такой крайности, что женщина, одетая по-римски, стыдится принимать гостей своих в комнате, убранной во французском стиле; когда хозяйка одета гречанкою, тогда и мебель греческая, когда она в турецкой шали, тогда мягкие диваны покоят ее прелести и богатые восточные ковры лобызают ее ноги» («Московский меркурий», 1803 г.).

Начало века характеризуется господством моды во всех областях жизни – не только в костюме, но и в привязанностях, вкусах, обстановке, украшениях, литературе и театре. Приведем для примера модную страничку из «Вестника Европы»:
«О костюме:…косынки на груди перевязывают крест-накрест и употребительнейшие из них суть маленькие турецкие, кисейные или шелковые, с турецкими же каймами и бахромой; главные цвета лиловый, амарантовый, вишневый.
Вышивки. На зимних платьях вышивают разными шелками пятнышки или цветы или же по этрусскому рисунку.
Ткани. Гладкие материи вообще посвящены утреннему туалету и употребляются для неглиже, когда не надевают вышитого платья.
Отделки. С некоторого времени вошли в моду стальные вещи. Шпажные эфесы, граненые перлы, часовые цепочки, банты на шляпах, пуговицы и пряжки по большей части делаются из стали…
Даже платья вышиваются серебром и сталью. Эта новая мода всем очень понравилась… и сталь с некоторого времени заняла место серебра и золота во многих купеческих лавках…
Музыкальные инструменты. Нынешние щеголихи полюбили старину, начиная от табуретов и даже музыкальных инструментов. Модница, которая на чем-нибудь играет, всячески старается остерегаться иметь у себя гитару, клавесин, пиано, арфу – все это слишком ново; надобно непременно, чтоб арфа была похожа на лиру, а вместо гитары стараются достать лютню…

С провозглашением Наполеона императором, а Франции – империей, французской моде перестали подходить простота и скромность «греческих одежд». Величие монархии должно было освещаться блеском двора. Тяжелые ткани расшивались массивным античным орнаментом, головы венчались драгоценными диадемами, чалмами и тюрбанами из кисеи, бархата, газа и ярких турецких тканей. Бальные платья получили съемные шлейфы, которые можно было быстро убрать, чтобы принять участие в танцах. Мужчинам полагались форменные мундиры, присвоенные тому или иному учреждению, где они служили.

Прочно установившиеся пропорции оставались незыблемыми, а сущность трактовки формы менялась. Исчезли легкость ткани и легкость силуэта, текучесть формы и мягкий трен, так украшавший стройные фигуры; платья и весь силуэт приобрели сухую четкую геометричность. Лиф делался жестким, высоко подымал грудь, затянутую в корсет.

Очень короткие рукава платьев заставили прибегать не только к помощи шалей и шарфов, но и к более существенным утеплителям. Из Англии модницы получили и название, и сам туалет – спенсер, по имени министра, кутавшегося в короткий с обрезанными полами фрак на вате. Это была коротенькая жакетка, повторявшая размер лифа платья и утепленная мехом и подкладкой, из бархата, сукна, шелка и шерсти.

В период Отечественной войны 1812 года в России начинается патриотическое движение; реабилитируется русская речь, изгнанная из дворянского обихода, вспоминаются забытые обычаи и обряды.

Европейская мода приобретает в России русский акцент, модные платья начинают носить на русский манер, подражая старинному сарафану и рубахе. После того, как пала империя Наполеона и союзные войска вошли в Париж, мода проявила «максимум патриотизма», и женские шляпы приобрели формы военных касок, русских киверов с маленькими полями и высокой тульей, украшенный белыми петушиными перьями и султанами, токов а-ля полонез, австрийских шляп, фуражек.

Так, примерно к 1814 году исчезает последний намек на остатки классицизма, и мода вступает в следующую фазу.


***

20-е годы 19 века. Романтизм

Вера в гражданские свободы и идеалы в конце 18 века, надежда на их осуществление в огне революции и крушение этих надежд, становление империи Наполеона – все это вызвало к жизни художественное направление, получившее название романтизма.

Романтизм был важной ступенью в развитии искусства всей Европы. Само название говорило о разрыве искусства с классическим наследием античности и повороте к народным традициям западноевропейского средневековья.

В сильных натурах сознание враждебности мира, в котором они живут, вызвало возмущение против существующего порядка. Оно выливалось в страстные публицистические стихи (Байрон, Гейне, Шелли), наполняло поэмы и романы темой тоски, одиночества и усталости, принимало резкую политическую окраску, выступая в защиту демократии, прав свободы личности. Его глашатаями были Гюго, Жорж Санд, русские поэты Рылеев, Бестужев-Марлинский, Одоевский, Кюхельбекер, Лермонтов. Гений Пушкина осветил все грани этого течения. Романтизм уходил в глубь истории, поэтизируя старину, окружая ее ореолом возвышенных чувств.

Литературные журналы, газеты, театры, выставки искусств – все это было самым верным источником , питающим моду и модную промышленность. Стоило только свершиться какому-нибудь событию, имевшему общественный резонанс, как мода уже отвечала на него. «Корсар» Байрона произвел в общественном мнении, в театре и в модах значительное впечатление.

Восточные имена героинь его баллад перенеслись на холодные берега Невы и в далекую Москву. Головы женщин покрылись турецкими чалмами, греческими покрывалами, восточными полосатыми тканями. Появились накидки «корсар», духи «Корсар». В будуарах и гостиных поставили широкие диваны и тахты, застелили полы восточными коврами, набросали на них удлиненные подушки.

Мода очень тонка в своих нюансах, и если присмотреться, то все, что привнес романтизм в литературу, живопись и театр, получило отзвук в костюме. Внимательно вглядитесь в мужские портреты этого времени: Кукольника (Брюллова), Байрона, Пушкина (Тропинина и Кипренского), автопортрет Брюллова. Вам бросятся в глаза темные одежды, широко распахнутые мягкие воротники рубашек, волосы, свободно подставленные под ветер, небрежно накинутый плащ или клетчатый плед.

Каждый месяц журналы всех стран, и России в том числе, не только специально модные, но и литературные, публикуют модные картинки, советы, описания туалетов, рисунков на ткани, обычаи и все, что подвержено изменению ветреной моды.

Примерно до 1825 года линия талии очень медленно, но методично опускалась. К середине 30-х годов она, наконец, оказалась в естественном месте.

Уже в 20-х годах в женском костюме не осталось ничего от плавности линий и мягкости тканей начала века. Прозрачные ткани делались на плотном чехле; муар, тафта, бархат, репс, кашемир, довольно плотно прилегая к стану спереди, собирались на спине в небольшие складки и образовывали конусообразную юбку, спускающуюся книзу от плотного и затянутого косточками лифа.

Рукава, подол и манжеты становятся предметом тщательного внимания мастериц и портных; их украшают аппликациями, вышивкой, накладными украшениями, цветами, тесьмой.

Подол подшивают «руло» - валиком, в который вшита вата. Это средство придать юбке определенный объем, не прибегая к нижним юбкам, на редкость остроумно и удобно. Этот прием при затрате минимальных средств дает максимум эффекта. Валик-руло расправляет подол и держит его на почтительном расстоянии от ног.

Ноги, обутые в узкие туфельки, еще видны из-под платья, и скроются только к 40-м годам.


***

Мода, как создание образа

Литература романтизма насыщена женскими портретами. Пушкин сумел сочетать романтику с реализмом, создав чистый образ, недосягаемый идеал в литературе и в жизни.

Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,

Играть и прыгать не хотела,
И часто целый день одна,
Сидела молча у окна.
...
Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей…

Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все,
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.

Татьяна в тишине лесов
Одна с опасной книгой бродит,
Она в ней ищет и находит
Свой тайный жар, свои мечты…

Нет, мода не создала подлинного, идеального в смысле облика женщины периода романтизма. И пушкинская Татьяна, ни госпожа Реналь Стендаля не послужили ее образцом.

Мода – это течение поверхностное, среднее. Мода создает идеал, утрируя, акцентируя некоторые качества и атрибуты в целях завоевания симпатий и угождения публике.

«Модная героиня» 20-30-х годов мечтательна. Ее мечтательность и задумчивость придают ее лицу бледность, а взгляду – томность. Склоненная набок головка украшена тугими локонами. Светлые ткани ее платьев украшены букетами и гирляндами цветов. Ей нравятся накидки «Вертер» (герой классического романа Гете), чепчики «Шарлотта» и воротники «Мария Стюарт». Таков портрет, который может получить художник, обращающийся только к модным иллюстрациям. И даже статичная портретная живопись, как бы психологична она не была, не может дать полного проникновения в образный строй далекого времени. Только литературные источники во всем своем многообразии помогают нам стать очевидцем и бытописателем далеких эпох.

Литература романтизма, обращенная к истории и восточной экзотике, давала моде повод для новых названий и изобретений экстравагантных форм костюмов. Восточные тюрбаны и повязки адресовали к Байрону, а береты, сдвинутые набок, напоминали о славе Рафаэля и Леонардо.

Получили исторические названия шляпки и накидки: «…испанскими токами называются такие, - сообщал «Московский телеграф», - у которых сверху золотая испанская сеточка, а украшение составляет райская птичка. Турецкие токи делаются обыкновенно из материи с золотыми и серебряными сеточками или бархатными квадратами…» Само название «ток» говорит об обращении к 16 веку, когда эти надетые набекрень шляпы легкими «шарами» сидели на головах.

Летние хлопчатобумажные ткани только в 19 веке совершенно официально вошли в обиход. «…Жаркое время заставило дам носить летние белые перкалевые платья, кисейные, органдиновые и линовые (батистовые) блузки… на прогулках и в деревнях часто встречают модных дам в платьях из кисеи, жаконна и батиста, цвета голубого, розового… Сверх сих платьев надевают канзу из белой кисеи…».

Так деталями, аксессуарами, цветом и формой костюма мода поддерживала связь с самым сильным течением в искусстве этого периода – с романтизмом.

Следует заметить, что туалет – процесс одевания, причесывания, сбора на бал – был так сложен, что уже сам по себе представлял одну из характернейших черт своего времени.

«Лизаньку намащали различными веществами, взятыми в косметической лавке – помада, духи, притиранья, румяна, - и перед балом уложили спать… Но вскоре возвестили приход парикмахера. Лизанька вышла в уборную полусонная, полуодетая, в легком коленкоровом капоте, который почти ничего не скрывал и в которых видят девушек одни горничные и хладнокровные парикмахеры. Ее посадили перед зеркалом, окружили полдюжиной девок, осветили свечами. Искусная гребенка пробежала по собственным ее волосам. К ним присовокупили две косы и восемнадцать буколь, насадили кустарник цветов, вплели бусов и шнурков, а заботливая маменька раз десять переделывала все труды парикмахера и находила, что прическа не к лицу. Настало время приниматься за шнурование. Сам Франк примерял выразительный корсет, лишнее ушил и урезал; две смены самых здоровенных горничных затянули двойные шнурки, - Лизанька худела в одном месте, чтобы в другом сделаться роскошней. Наконец, принесли пару белых атласных башмачков от госпожи Рисе и чудесное произведение модного искусства – прозрачное флеровое платье от мадам Мегрен, обшитое атласными фигурками, изображение которых, составляющее предмет гордости модных торговок, есть доказательство гения и совершенства вкуса. На Лизаньку с почтением надели эфирное вещество сие. Но возможно ли?.. О горе!.. О злодеяние! Оно длинно! Заботливая мать приходит в бешенство, несчастная Лизанька страдает, служительницы падают ниц, подшивают платье и открывают ноги, которые уже не раз привлекали злодейские лорнеты. Щеки покрыты румянцем. На шею Лизаньке надели заимообразные бриллианты и окурили благовониями… «Не забудь мои советы, - громко сказала матушка, садясь в карету…» «Пошел!» - сказали трехаршинные лакеи. «Счастливый путь», прошептали утомленные служанки…» (Московский телеграф, 1826 г.).


***

Ссылки

- http://www.costumes.org/history/100pages/regencylinks.htm - подборка источников по эпохе

- http://content.lib.washington.edu/costumehistweb/ - картинки не до конца упорядочены, поэтому стоит смотреть не только в наш временной промежуток, но и смежные с ним

- http://www.marquise.de/en/1800/index.shtml - изображения из модных журналов и картин

- http://hal.ucr.edu/~cathy/ack/RA1824.html - платья для всех случаев жизни

- http://hal.ucr.edu/~cathy/men3.html - мужской костюм

- http://www.cwrl.utexas.edu/~ulrich/19cdress/00s-20s.htm - много фотографий платьев

 

'Золотая Осень' - Анонс
'Золотая Осень' - Объявления, газета
'Золотая Осень' - Анонс
'Золотая Осень' - Библиотека
'Золотая Осень' - Альбомы и переписка
Прогулочное платье, Ackermann, 1811
'Турецкая' мода
Придворная дама, Ackermann, 1820
Дама с мальчиком
Творческий Клуб 'Золотые леса'