В конце XVIII века начались активные раскопки в Помпеях. Обнаружение хорошо сохранившегося города вызвало большой интерес к древнеримской культуре. Античность стала особенно популярна во Франции, только что пережившей революцию. Две империи – Древний Рим и Франция; Александр Македонский и Наполеон – эти аналогии хорошо вписались в идеологию.
Простая, строгая и монументальная античность была признано идеалом красоты и гармонии. Эстетика античных храмов нашла отражение в архитектуре и интерьере, древние скульптуры вдохновляли художников. Естественно, такое изменение внешней среды потребовало и модернизацию костюма.
В одежде появился стиль ампир, в переводе с французского – империя. Этот стиль кардинально отличается от предшествовавшего ему вычурного рококо. Французская революция 1789 года отправила в небытие высокие напудренные прически и пышные юбки.
Француженки переоделись в шемиз (от фр. shemise - рубашка) – платье с завышенной талией из легкой ткани со струящимися складками. Материалами для подобных платьев служили батист, муслин, кисея, тюль светлых оттенков. По подолу платья часто украшались вышивкой с греческими и римскими орнаментами.
Портрет мадам Рекамье. 1800 год
Естественно, что такие изменения в костюмах не могли не возмутить современников. Новая мода высмеивалась, про нее писали ехидные и рисовали карикатуры.
Но модницы все равно носили новые одежды.
Из самых значимых персон в мире моды этого периода стоит выделить портного Леруа, одевавшего Жозефину и весь императорский двор.
Церемониальное платье императрицы Жозефины
Платье из белого шелка
Вечернее платье 1806 года
Бальное платье 1800 года из белого батиста. Вышивка золотой нитью
Платье из хлопка. Обратите внимание на метод застегивания, в целом характерный для платьев эпохи ампира
Дневное платье 1805 года из муслина
К концу первого десятилетия XIX века внешний вид костюма несколько изменяется. Декольте становится не таким глубоким, линия талии хоть и остается завышенной, все же опускается на несколько сантиметров вниз, появляется рукав-фонарик, низ платья более богато декорируется лентами, оборками, разнообразной вышивкой. Кроме белого в моду входят и другие цвета.
Экспонат с выставки Napoleon and the Empire of Fashion
Вечернее платье из шелковой тафты. Вышивка золотой нитью.
Оранжевое вечернее платье 1810 года. Ткань - смесь шелка и шерсти
«Новый лавандовый цвет и уже знакомые нам палевый, сизый, бледно-розовый и синий в настоящее время больше всего вызывают восхищение» Из модного журнала 1806 года
В это же время вновь появляется корсет.
Ткани для платья используются более плотные и дорогие – шелковая тафта, бархат, плотные виды хлопка. Как вариант – платье делается из двух слоев. Нижний делался из плотной ткани. Верхний - из полупрозрачной, украшенной вышивкой.
Вышивка на ампирных платьяхПлатья начала 19 века вышивались чаще всего гладью. Так же одежда украшалась пайетками. Для декора так же использовались искусственные цветы, ленты
Экспонат с выставки Napoleon and the Empire of Fashion
Вышивка лифа платья белыми шелковыми нитками. Около 1820 года
Вышивка шлейфа платья греческим орнаментом
Вышивка подола платья греческим орнаментом. Хлопок. около 1800 года. Швеция
ca. 1810 American, cotton, silk. Length at CB: 56 in. (142.2 cm)
Brooklyn Museum Costume Collection at The Metropolitan Museum of Art Деталь отделки
И вся красота целиком
На протяжении всего периода платье дополнялось различными аксессуарами шалями, шляпками, перчатками. Экспонат с выставки Napoleon and the Empire of Fashion Экспонат с выставки Napoleon and the Empire of Fashion В холодную погоду надевался спенсер – укороченный жакет. Зимой поверх платья носили пальто с завышенной талией - рединготы. Постепенно юбки становятся все пышнее, отделка – богаче, ткани - плотнее. В 1820-х годах на смену ампира приходит бидермейер. Творческий клуб "Старый город" Смотрите также:
|