Главная » Статьи » История костюма

Странности "Войны и мира"
Недавно, готовя материал для лекции, я решила перечитать "Войну и мир". Особенно меня интересовали описания платьев и балов. Казалось бы - вот оно, наше все, наверняка там будет много интересного по этой теме. Но я не только не нашла ответов на свои вопросы. Напротив, я совсем запуталась в видении Толстым костюмов своих героинь. Во что могли быть одеты Наташа Ростова и Элен Курагина?

В романе нигде не дается детального описания чьего бы то ни было костюма. Все полунамеками, описанием отдельных мелких деталей. Но эти полунамеки загоняют меня в тупик и никак не укладываются в представление о костюме 1805-1812 годов, когда происходит действие.

  • В соседней комнате зашумело женское платье. Как будто очнувшись, князь Андрей встряхнулся, и лицо его приняло то же выражение, какое оно имело в гостиной Анны Павловны.
Зашумело. Это слово или его синонимы почти всегда в "Войне и мире" сопровождают описание появления женщины. Собственно, почти всегда платье шуршит или шумит. При этом так, что слышно из другой комнаты. Даже при закрытых дверях.

  • Высокая, полная, с гордым видом дама, с миловидною дочкой, шумя платьями, вошли в гостиную.
  • Послышались оживленные женские голоса, перебивая один другого и сливаясь с шумом платьев и придвиганием стульев. Начался тот разговор, который затевают ровно настолько, чтобы при первой паузе встать, зашуметь платьями, проговорить: "Я в восхищении!" -- и, опять зашумев платьями, пройти в переднюю, надеть шубу или плащ и уехать.

  • Гости были все заняты между собой. Со всех сторон слышался шум платьев.

  • Князь Андрей внимательно следил за выражением его лица, и единственное выражение, которое он мог заметить в нем, было выражение скуки, необходимость соблюсти приличие и любопытство к тому, что такое означал женский шепот за дверью и мелькание и шуршание розового платья.

  • - А что, поздно? - И в то же время он услыхал в соседней комнате шуршанье свежих платьев, шепот девичьих свежих голосов, и в чуть растворенную дверь ему мелькнуло что-то розовое, ленты, черные волоса, белые лица и плечи. Это были Наташа с Соней, которые пришли наведаться, не встал ли Ростов.

А теперь посмотрим на моду этого периода.


Вечернее платье 1806 года, Англия


1806, Франция

В России было примерно то же:

Боровиковский. Женский портрет. 1805

В моде легкие, струящиеся ткани. Под платьем - одна нижняя юбка из батиста или льна. Ее навряд ли крахмалили - силуэт начнет изменяться чуть позже. К этому еще прибавляем шемиз (нижнюю рубашку), чулки и корсет, который отличался от более позднего собрата.

Карикатура 1807 года на излишне прозрачные платья. Еще больше карикатур на моду XIX века в статье

Спрашивается - что тут могло так шуршать? Ну максимум вечернее платье, которое могло быть из шелка, и то с большой натяжкой. И не так, что из соседней комнаты слышно. А в романе шумят и прогулочные, и повседневные, и визитные платья во все времена года.
Даже это платье Елизаветы Демидовой навряд ли можно было услышать за закрытой дверью:


И тут меня посетила крамольная мысль. А что если... Толстой описывал платья современниц? Или что-то абстрактное, но базирующееся на современном ему костюме? Нелепо звучит? Но смотрите сами. Вот платья 1860-х.



Экспонаты 1860-х гг, когда писалась "Война и мир"





Плотные шелковые ткани, каркасные кринолины, ворох нижних юбок. Обшуршись просто! Вполне допускаю, что я многого еще не знаю о костюме начала 19 века. И там что-то могло шуметь. Но... если представить платья середины 19 века, то все становится гораздо проще.

Заканчиваем с таинственными шуршунчиками и смотрим на остальные упоминания костюма. Например, первое знакомство читателя с Наташей Ростовой, ключевой героиней эпопеи.

  • Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими, открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими быстрыми ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка.
По-го-ди-те, Лев Николаевич. Я ничего не поняла. Какой еще корсаж, какие панталоны? Откуда их взяла 13-летняя девочка в 1805 году? Приличные девочки в это время выглядят примерно вот так





Длинное платье по взрослой моде. Насколько были популярны корсеты и панталоны у взрослых дам того времени - вопрос спорный,  на него точного ответа не знаю (да и не только я), поэтому не буду касаться этой темы.


Но... даже если они и могли быть под платьем... Наследница графского рода в 13 лет выбегает к гостям в нижнем белье во время именин своей мамы? Это не то, что конфуз, это прям ужас-ужас-ужас какой-то.

А теперь снова посмотрим на платья времен Толстого. Но на сей раз детские.





Как мы видим, в моду входят укороченные платья, из-под которых иногда выглядывают панталоны и нижние юбки. И, судя по всему, в этом нет ничего неприличного. Даже принцесса Мария Ганноверская, ровесница Наташи, в 1865 г предстает на парадном портрете с  "открытыми детскими плечиками и ножками в панталончиках". Википедия, правда, говорит, что она умерла незамужней. Но, думаю, не в панталонах дело.



Пазл складывается. Описание костюма Наташи больше подходит к 1860-м, чем к 1800-м. Остальные упоминания женских костюмов не так ярко говорят за мою теорию, с натяжкой их можно отнести и к времени Наполеона.
  • На графине должно было быть масака бархатное платье, на них двух белые кисейные с розанами в корсаже и в волосах, причесанных по-гречески.
Да, в 1810 году графиня вполне могла надеть малиновое бархатное платье. Как и в середине века, впрочем.


Ну совсем малиновое я не встречала, но пусть будет этот потрете княжны Долгорукой 1811 года.

И в то, и в то время девушки могли надеть кисейные платья. Розаны стали мегапопулярны на пару лет позже, но это мелочи. В 1811 году они тоже встречаются на картинках. Но у Наташи и Сони на платье не было корсажа в прямом понимании. Конечно, можно предположить, что Толстой так назвал лиф платья. Но в свете других фактов больше рисуется такая картина




  • Страдая и замирая в душе, как всегда в толпе, Наташа шла в своем лиловом шелковом с черными кружевами платье так, как умеют ходить женщины, - тем спокойнее и величавее, чем больнее и стыднее у ней было на душе.

Не могу найти ни одного подтверждения, что в 1811 году незамужняя девушка могла надеть лиловое с черным. Предполагалось, что барышни носят пастельные цвета. Да и черные кружева как-то не в тренде. А вот в 1865 году, например, Ренуар пишет портрет мадемуазель Сикот. Не совсем лиловый, но черные кружева, мамзель и яркий цвет присутствуют.



Такое впечатление, что Толстой рассказывает о каком-то абстрактном, вневременном костюме. Больше наделив его признаками и свойствами своего времени, чем Отечественной войны. Я не филолог и не могу сказать, было ли это каким-то художественным замыслом.
Кстати, есть неплохая статья, где автор анализирует уже исторические несостыковки вроде невозможности салона у Анны Шерер, имен некоторых героев и даже их поступков. В ней он пытается дать обоснование антиисторизму описываемого. Я же пока выводов делать не буду.
Категория: История костюма | Добавил: Натали (2012 Окт 06) | Автор: Наталия Корсукова-Полянская
Просмотров: 5269 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar