Контрданс "Прихоть мистера Бэвериджа". История, видео и ноты
Мистер Беверидж — танцевальный мастер, работавший
в Лондоне в первой четверти 18 века. Его общественная
танцевальная школа упоминается у Неда Варда в его сатире «Прогулка
по Айслингтону» (1704 г.). В примечании к изданию
Плейфордовского сборника 1696 г. М-р Беверидж назван автором
нескольких танцев, добавленных в это издание (хотя
и не единственным танцмейстером, чьи танцы попали в сборник).
Неизвестно, сам ли м-р Беверидж является автором танца его имени.
Такие же фигуры содержит танец из изданий 1710 –
1728 гг. на другую музыку, под названием Ever Happy. Танец полюбился англичанам и танцевался на балах около полутора последующих
столетий. Характерно, что этот контрданс можно увидеть в фильмах, посвященных
началу 19 века - "Гордость и предубеждение" 1995 года и в фильме
"Эмма" 1996 года.
Большинство мелодий английских и американских контрдансов построены по принципу
AABB - т.е. первая музыкальная фраза играется дважды, а затем вторая дважды. У
общепринятой версии контрданса "Прихоть мистера Бэвериджа" структура ААВ. Это -
версия, приведенная здесь.
Когда Сесил Шарп, основатель Общества английского исторического и народного танца, реконструировал
этот танец в начале 20 века, он предположил, что схема слишком длинная, что бы вписаться в такое небольшое количество музыки. Таким
образом, он составил редакцию танца, которая соответствует ААВВ. Версия Сесила Шарпа так же широко
известна. Приведенная в этой статье версия – наиболее близка к оригинальной
версии танцмейстера.
Наиболее близкий к Плэфорду вариант показан в фильме «Эмма».
За исключением того момента, что в 3 и 4 тактах do-si-do делается со своим
партнерам, а не с контрпартнером.
В фильме «Гордость и предубеждение»была изменена первая часть танца. Возможно,
это было сделано для более выразительных кадров, где Элизабет и Дарси танцуют в
начале лицом к лицу. Добавленные повороты за руки позволяют героям вести колкий
диалог. А последняя фигура танца, взятая из оригинала, демонстрирует зрителю 4 эффектные линии с Элизабет и Дарси, «пойманными»
посередине.
Maggot в английском названии танца переводится в значении «блажь,
причуда, каприз».
А 1-2 К1 и Д1 меняются местами без рук 3-4 back to back с контрпартнером: контрпартнеры поворачиваются друг к другу
лицом, делают небольшой шаг наискосок вперед и влево, соприкасаются правыми
плечами, делают шаг вправа, проходя спина к спине и за 1 шаг назад и влево
возвращаются на свои места.
А 5 К1 и Д1 делают turn single (поворот) через центр пары 6 – 7 Все с контрпарнерами за правые руки делают turn (полный круг) по
часовой линии, держась за правые руки 8 К1 и Д1 меняются местами за левые руки и остаются посередине
В 9 – 10 Первая пара разворачивается и расходится правыми плечами. Затем она обходит вторую снаружи, приходит на
ее место. Вторая пара в это же время сходятся в центре и по центральной линии
сета проходят на место первой пары. Таким образом, пары поменялись
11 – 12 back to back первой пары, вторая пара
расходится широко, а К1 и Д1 остаются близко друг к другу. В результате
получается шеренга: 2К 1Д 1К 2Д 13 Все делают одно па-де-буре вперед 14 Все делают одно па-де-буре назад 15 – 16 Первая пара проходит немного вперед, расходится правыми плечами,
обходит вторую по «восьмерке», которая проходит на место первой пары