Сегодня я предлагаю обратиться к таким основополагающим вещам как походка и поклоны. О походке: "...худая походка имеет тысячу образцов, а правильная один только. Он состоит в следующем: голову и корпус держать прямо, руками не слишком махать ни впереди себя, ни назади, ноги держа в бок, выставлять одну носком в низ, а потом ступать на целой подошве, когда другая, остающаяся назади, таким же образом выступая, подвигается вперед, не показывая подошвы. Если учитель найдет трудным все вдруг исправить в учащемся, то должен по сему способу учить ходить, с остановкою за всяким шагом до второй позиции; через что постепенно исправить можно все недостатки. Я должен еще прибавить, что прямое и естественное держание себя, умеренное действие ногами и целым корпусом, доставляют не только приятную наружность человеку, но и служат к сохранению драгоценнаго здоровья." Я имел смелость опустить описание неправильных походок. :) О поклонах:
"...Если бы спросили меня, чем должно людям кланяться — спиною, грудью или корпусом? отвечал бы: должно кланяться головою: ето есть честь, которою обязаны старшим, равным и нижним; самая же разность сей чести или уважения покажет и оттенки поклона. Известно уже, что поклон делаем бывает в четырех направлениях — вперед, назад, на одну и другую сторону; однако способ для него один, которой равно всем принадлежит. Если бы от меня зависело, для женскаго пола (которому, как известно, не прилично распространение рук) предложил бы я такой способ: иметь сложенныя закругленныя руки под грудью и держа себя прямо, подойти несколько шагов, если нужно вперед, потом подвигать одну ногу, имеющую направление в бок, назад сгибая до четвертой позиции, и в то время, когда корпус за ногою подается назад, сделать небольшое наклонение головою и взорами, чрез что тот, кому поклон делается, узнает, что ему именно честь сделана; другая же нога, находящаяся впереди на носке и приставленная к задней, покажет и приятность и ловкой поклон. Тоже правило кланяться и назад, в лево и право, с тем только, что в первом случае поступать должно, по надобности, несколько шагов назад, во втором подвигать левую ногу, а в третьем правую, другою же ногою оканчивать поклон. — Мужескому полу, держа себя прямо, поступить сколько нужно вперед, стать в первой позиции, наклонить голову по грудь, сгибая очень мало корпус, опустить свободно руки и приняв прямое положениe, стать, или пойти далее, смотря по надобности; также кланяться назад, отступив один или два шага и приставив ногу к первой позиции; равным образом и в бок, подвигая на носки одну ногу в бок и приставляя другую до первой позиции, с наклонением головы." В более поздних книгах можно увидеть незначительные отличия относительно позиций ног, однако суть остаётся примерно та же. Для полноты картины сюда стоит добавить описание того, как надлежит держать корпус: "...надлежит 1) голову ни слишком поднимать в верх, что могло бы показать гордаго, не хотящаго смотреть на других человека, ни опускать в низ, что показывает унижение самаго себя и нерешимость смотреть на людей; притом надлежит голову держать прямо и равномерно. Глаза, служащее зеркалом души нашей, должны быть скромно открыты, означая приятную веселость. Рот не должен быть открыт, что показывает характер сатирический или дурной нрав, а губы расположенныя с приятною улыбкою не выказывая зубов. Бровей ни поднимать ни опускать, а держать на месте. Другия части тела к голове принадлежащия должны быть управляемы сими же правилами. 2) Грудь, выдавшаяся в перед, принадлежит к хорошему держанию себя, и напротив, вогнутая, означает небрежение. Плечей не опускать, что показывает неумеющаго владеть своими членами, ни слишком поднимать, что может корчить шею и делать ее безобразною. Оне не должны быть выставляемы в перед, дабы от такой привычки не вырос горб, но слегка сдавлены в лопатках, от чего грудь сама собою подаваться будет в перед. Живот не выставлять вперед и не слишком втягивать, наблюдая чтобы только поясница в верх не поднималась. Руки от самых плеч должны иметь положение закругленное так, что бы локти не были прижаты к бокам, что представляло бы человека сдавленнаго или связаннаго. 3) Нижнее отделение или подпора наша, соответствует приятному положению в то время, когда ноги вытягиваются и сгибаются по мере надобности, без недостатка и излишества, когда в коленах направлены, в бок а не в перед, поднимаются, останавливаются и сгибаются без напряжения на носках, при поднятии же какой либо из них непоказываются подошвы, носки обращены без натяжки в низ, а пятки в бок..." Это основные моменты, на которые указывает уважаемый преподаватель. Здесь особо хочется обратить внимание на положение рук, оно описано как закруглённое.

Позиции рук в классическом танце: подготовитльная, первая, вторая, третья. Такое положение рук сохранилось в классическом танце до наших дней, однако для для бальных залов это характерно в первой трети 19-го века, позднее руки уже рекомендуют держать расслабленными вдоль тела. 
Могу предположить, что такому положению рук способствует несколько причин. Первая, это возможно наличие корсетов, как женских, так и мужских, они банально не позволяли держать руки вдоль тела. Хотя были периоды когда корсет не носили. Здесь я попытаюсь назвать вторую причину. Дело в том, что в конце 18-го века во Франции, законодательнице мод Европы, к власти пришел Наполеон Бонапарт, за этим последовала волна репрессий и элита покинула пределы Франции. За ней последовали и танцмейстеры, обучавшие бытовому танцу. Сложилась ситуация, когда спрос на танцевальное искусство резко возрос за счёт среднего класса, а из преподавателей осталось только балетная труппа. По этой причине во Французские массы стали проникать именно балетные техники, а дальше мода распространилась по всей Европе. В целом в этот период времени больше внимание уделяется именно различным шагам и техникам исполнения, в то время как количество бальных танцев относительно не велико. Возможно, были и другие причины для такого положения рук, однако уже к 30-40-ым годам 19-го века такое положение рук исчезает из книг по этикету и бальным танцам.
|