Главная » 2012 » Ноябрь » 20 » О походке, поклонах и положении корпуса в танцах 19 века
17:23
О походке, поклонах и положении корпуса в танцах 19 века

Сегодня я предлагаю обратиться к таким основополагающим вещам как походка и поклоны.

О   походке:

"...худая походка имеет тысячу образцов, а правильная один   только. Он состоит в следующем: голову и корпус держать прямо, руками не   слишком махать ни впереди себя, ни назади, ноги держа в бок, выставлять   одну носком в низ, а потом ступать на целой подошве, когда другая,   остающаяся назади, таким же образом выступая, подвигается вперед, не   показывая подошвы. Если учитель найдет трудным все вдруг исправить в   учащемся, то должен по сему способу учить ходить, с остановкою за всяким   шагом до второй позиции; через что постепенно исправить можно все   недостатки. Я должен еще прибавить, что прямое и естественное держание   себя, умеренное действие ногами и целым корпусом, доставляют не только   приятную наружность человеку, но и служат к сохранению драгоценнаго   здоровья."
  Я имел смелость опустить описание неправильных походок. :)


  О   поклонах:

"...Если бы спросили меня, чем должно людям кланяться —   спиною, грудью или корпусом? отвечал бы: должно кланяться головою: ето   есть честь, которою обязаны старшим, равным и нижним; самая же разность   сей чести или уважения покажет и оттенки поклона. Известно уже, что   поклон делаем бывает в четырех направлениях — вперед, назад, на одну и   другую сторону; однако способ для него один, которой равно всем   принадлежит. Если бы от меня зависело, для женскаго пола (которому, как   известно, не прилично распространение рук) предложил бы я такой способ:   иметь сложенныя закругленныя руки под грудью и держа себя прямо, подойти   несколько шагов, если нужно вперед, потом подвигать одну ногу, имеющую   направление в бок, назад сгибая до четвертой позиции, и в то время,   когда корпус за ногою подается назад, сделать небольшое наклонение   головою и взорами, чрез что тот, кому поклон делается, узнает, что ему   именно честь сделана; другая же нога, находящаяся впереди на носке и   приставленная к задней, покажет и приятность и ловкой поклон. Тоже   правило кланяться и назад, в лево и право, с тем только, что в первом   случае поступать должно, по надобности, несколько шагов назад, во втором   подвигать левую ногу, а в третьем правую, другою же ногою оканчивать   поклон. — Мужескому полу, держа себя прямо, поступить сколько нужно   вперед, стать в первой позиции, наклонить голову по грудь, сгибая очень   мало корпус, опустить свободно руки и приняв прямое положениe, стать,   или пойти далее, смотря по надобности; также кланяться назад, отступив   один или два шага и приставив ногу к первой позиции; равным образом и в   бок, подвигая на носки одну ногу в бок и приставляя другую до первой   позиции, с наклонением головы."
В более поздних книгах можно увидеть незначительные отличия относительно позиций ног, однако суть остаётся примерно та же.

Для полноты картины сюда стоит добавить описание того, как надлежит   держать корпус: "...надлежит 1) голову ни слишком   поднимать в верх, что могло бы показать гордаго, не хотящаго смотреть на   других человека, ни опускать в низ, что показывает унижение самаго себя   и нерешимость смотреть на людей; притом надлежит голову держать прямо и   равномерно. Глаза, служащее зеркалом души нашей, должны быть скромно   открыты, означая приятную веселость. Рот не должен быть открыт, что   показывает характер сатирический или дурной нрав, а губы расположенныя с   приятною улыбкою не выказывая зубов. Бровей ни поднимать ни опускать, а   держать на месте. Другия части тела к голове принадлежащия должны быть   управляемы сими же правилами. 2) Грудь, выдавшаяся в перед, принадлежит к   хорошему держанию себя, и напротив, вогнутая, означает небрежение.   Плечей не опускать, что показывает неумеющаго владеть своими членами, ни   слишком поднимать, что может корчить шею и делать ее безобразною. Оне   не должны быть выставляемы в перед, дабы от такой привычки не вырос   горб, но слегка сдавлены в лопатках, от чего грудь сама собою подаваться   будет в перед. Живот не выставлять вперед и не слишком втягивать,   наблюдая чтобы только поясница в верх не поднималась. Руки от самых плеч   должны иметь положение закругленное так, что бы локти не были прижаты к   бокам, что представляло бы человека сдавленнаго или связаннаго.  3)   Нижнее отделение или подпора наша, соответствует приятному положению в   то время, когда ноги вытягиваются и сгибаются по мере надобности, без   недостатка и излишества, когда в коленах направлены, в бок а не в перед,   поднимаются, останавливаются и сгибаются без напряжения на носках, при   поднятии же какой либо из них непоказываются подошвы, носки обращены без   натяжки в низ, а пятки в бок..."


  Это основные моменты, на которые   указывает уважаемый преподаватель. Здесь особо хочется обратить внимание   на положение рук, оно описано как закруглённое.

позиции рук

Позиции рук в классическом танце: подготовитльная, первая, вторая, третья.

Такое положение рук   сохранилось в классическом танце до наших дней, однако для для бальных   залов это характерно в первой трети 19-го века, позднее руки уже   рекомендуют держать расслабленными вдоль тела.

Могу предположить, что   такому положению рук способствует несколько причин. Первая, это возможно   наличие корсетов, как женских, так и мужских, они банально не позволяли   держать руки вдоль тела. Хотя были периоды когда корсет не носили.

Здесь я попытаюсь назвать вторую причину. Дело в том, что в конце 18-го   века во Франции, законодательнице мод Европы, к власти пришел Наполеон   Бонапарт, за этим последовала волна репрессий и элита покинула пределы   Франции. За ней последовали и танцмейстеры, обучавшие бытовому танцу.   Сложилась ситуация, когда спрос на танцевальное искусство резко возрос   за счёт среднего класса, а из преподавателей осталось только балетная   труппа. По этой причине во Французские массы стали проникать именно   балетные техники, а дальше мода распространилась по всей Европе.

В целом   в этот период времени больше внимание уделяется именно различным шагам и   техникам исполнения, в то время как количество бальных танцев   относительно не велико. Возможно, были и другие причины для такого   положения рук, однако уже к 30-40-ым годам 19-го века такое положение   рук исчезает из книг по этикету и бальным танцам.

Просмотров: 3354 | Добавил: Натали | Рейтинг: 0.0/0