Главная » Статьи » Этикет, быт, нравы |
Из истории танца. Танец- это один из древнейших видов искусств, который существует и развивается на протяжении многих тысячелетий. Танец занимает не последнее место в истории и жизни человека — будь то старые времена Греции, Рима, Египта или современное время.
Таким образом при помощи древнего танца люди общались между собой, до тех пор пока не появилась речь - языковая модель передачи информации от одного объекта к другому. Следовательно, каждое движение подобно слову постепенно закрепляло за собой определенный смысл, значение или идиому. Подобную модель «движение, фигура — смысл» можно найти в испанских и индийских танцах. Максимилиан Волошин в начале ХХ века писал: "Испания танцует всегда, танцует везде. Она танцует обрядовые танцы на похоронах у гроба покойника; она танцует в Севильском соборе пред алтарем; танцует на баррикадах и пред смертной казнью; танцует днем и ночью…". Испанские танцы посредством своей выразительности иногда могут передать гораздо больше, чем обыкновенная человеческая речь. Например, особое значение в испанских национальных танцах придается движениям рук, посредством которых передаются эмоции, смысл танца, исполнитель как бы рассказывает свою историю не словами, а жестами и движением. «Руки женщин во фламенко - гибкие, выразительные, чуткие; пальцы находятся в постоянном движении. У мужчин, напротив, движения рук строгие, возвышенные, с четкой пластикой; они рассекают воздух как удар меча»
Наблюдение и изображение природных стихий, элементов жизни способствовало усложнению и постепенному благоустройству общества, развитие земледелия, животноводства. В дальнейшем познавательный аспект танца развивался и усложнялся, появились танцы посвященные земледельческому циклу, природному календарю. Например у многих стран и цивилизаций известны танцы, посвященные сбору урожая, наступлению весны или разливу реки (Древний Египет). Для сикхов, которые населяют Пенджаб, это одновременно и религиозный праздник, и праздник урожая, и новогодний день
«Всякий танец в древности знаменовал соединение человека с могущественными космическими энергиями, необходимыми для переживания важных, этапных событий в его жизни: рождение - вступление во взрослую жизнь - вступление в брак - рождение потомства - охота - война — смерть, танцевали не от избытка сил, а для их приобретения.». Танец таким образом являлся своеобразным средством общения или каналом в неведомое, выступал как возможность управления иррациональными сторонами человеческой жизни, или обращение к божественным силам природы. Таким образом, в зависимости от того какое животное признавалось священным (тотемическим), таким же по типу и характеру пластики выступал танец. Такое перевоплощение помогало приобрести необходимые повадки и черты характера: храбрость, выносливость, хитрость, ловкость - свойственные тому или иному животному. Служение и почитание тотема обеспечивало удачу и победу в бою. В наше время тотемные национальные танцы сохранились у африканских племен. Каждому танцу присущи индивидуальные слова-песни, музыкальные инструменты, костюмы участников. С усложнением системы танца произошла дифференциация между мужским и женским обрядом. С женской природой ассоциировались обряды, связанные с плодородием, продолжением рода, деторождения, семейного очага, образом Земли — как великой матери-прародительницы. Кроме женских танцевальных обрядов, связанных с культом плодородия, широко были распространены танцы, в которых женщины воплощались в образ полезного для племени растения или животного-хранителя (образ змеи, культура Ацтеков, Индии, Африки). Нередки случаи исполнения военных танцев с оружием в руках, время от времени бросая его вперед, стараясь пронзить символ врага: чучело, тотем вражеского племени, начертанное изображение и т. д. С развитием танцевальной культуры сформировались основные пластические фигуры: круг, движения в линию, лабиринт, фигура ползущей змеи. Широко распространенной формой исполнения танцев, особенно военных, были также линии. С одной стороны, танец в линию символизировал равновесие, горизонт, с другой стороны - упрямство и целеустремленность, силу, четкость, символ луча, стрелы, копья, поражающего своего противника. В восточной культуре (Древний Египет, шумеры и аккадцы) символ горизонтальной линии означает паспассивное поведение, требование или пожелание лечь, сложить оружие, прекратить сопротивляться, сдаться. Возможно, обрядовые танцы прямолинейного построения носили аналогичный сакральный смысл. В древних танцах воспроизводились и более сложные фигуры такие как лабиринт и рисунок ползущей змеи. Символ лабиринта — это мир, Вселенная, непостижимость, движение, заключенное в узкие рамки границ. Непрерывная линия лабиринта означает вечность, бесконечную длительность, бессмертие, путь постижения истины, связанный с тупиками и препятствиями. Так же лабиринты считались тайными тропами в потусторонний мир духов, богов или природных существ. Поэтому танцы-лабиринты носили религиозный и мистический смысл, заключали в себе обряды рождения и погребения человека. О танцах-лабиринтах упоминал в своих работах еще Вергилий, которые представляли собой обрядовые игры, называемые «Троя», обязательным элементом которых были запутанные танцевальные движения. Танцы-лабиринты, или тройские танцы и игры, символизировали трудную дорогу, испытания при движении к центру. Эта же символика связана с «Танцем Журавля», описание которого есть в работах у Плутарха: ...протанцевал с юношами хоровод, который, как говорят, делосцы танцуют и ныне; танец этот, повторяя ходы и изгибы лабиринта, требует ритмичных поворотов и проходов...». С развитием общества и культуры искусство танца переходит на новый уровень:
Изображения танцующих были обнаружены в древнеегипетских захоронениях, которые датируются 3 300 годом до н. э. Список литературы:
| |
Просмотров: 5738 | |
Всего комментариев: 0 | |