Главная » Статьи » История костюма |
Недавно, готовя материал для лекции, я решила перечитать "Войну и мир". Особенно меня интересовали описания платьев и балов. Казалось бы - вот оно, наше все, наверняка там будет много интересного по этой теме. Но я не только не нашла ответов на свои вопросы. Напротив, я совсем запуталась в видении Толстым костюмов своих героинь. Во что могли быть одеты Наташа Ростова и Элен Курагина? В романе нигде не дается детального описания чьего бы то ни было костюма. Все полунамеками, описанием отдельных мелких деталей. Но эти полунамеки загоняют меня в тупик и никак не укладываются в представление о костюме 1805-1812 годов, когда происходит действие.
А теперь посмотрим на моду этого периода. Вечернее платье 1806 года, Англия 1806, Франция В России было примерно то же: Боровиковский. Женский портрет. 1805 В моде легкие, струящиеся ткани. Под платьем - одна нижняя юбка из батиста или льна. Ее навряд ли крахмалили - силуэт начнет изменяться чуть позже. К этому еще прибавляем шемиз (нижнюю рубашку), чулки и корсет, который отличался от более позднего собрата. Карикатура 1807 года на излишне прозрачные платья. Еще больше карикатур на моду XIX века в статье Спрашивается - что тут могло так шуршать? Ну максимум вечернее платье, которое могло быть из шелка, и то с большой натяжкой. И не так, что из соседней комнаты слышно. А в романе шумят и прогулочные, и повседневные, и визитные платья во все времена года. Даже это платье Елизаветы Демидовой навряд ли можно было услышать за закрытой дверью: И тут меня посетила крамольная мысль. А что если... Толстой описывал платья современниц? Или что-то абстрактное, но базирующееся на современном ему костюме? Нелепо звучит? Но смотрите сами. Вот платья 1860-х. Экспонаты 1860-х гг, когда писалась "Война и мир" Плотные шелковые ткани, каркасные кринолины, ворох нижних юбок. Обшуршись просто! Вполне допускаю, что я многого еще не знаю о костюме начала 19 века. И там что-то могло шуметь. Но... если представить платья середины 19 века, то все становится гораздо проще. Заканчиваем с таинственными шуршунчиками и смотрим на остальные упоминания костюма. Например, первое знакомство читателя с Наташей Ростовой, ключевой героиней эпопеи.
Длинное платье по взрослой моде. Насколько были популярны корсеты и панталоны у взрослых дам того времени - вопрос спорный, на него точного ответа не знаю (да и не только я), поэтому не буду касаться этой темы. Но... даже если они и могли быть под платьем... Наследница графского рода в 13 лет выбегает к гостям в нижнем белье во время именин своей мамы? Это не то, что конфуз, это прям ужас-ужас-ужас какой-то. А теперь снова посмотрим на платья времен Толстого. Но на сей раз детские. Как мы видим, в моду входят укороченные платья, из-под которых иногда выглядывают панталоны и нижние юбки. И, судя по всему, в этом нет ничего неприличного. Даже принцесса Мария Ганноверская, ровесница Наташи, в 1865 г предстает на парадном портрете с "открытыми детскими плечиками и ножками в панталончиках". Википедия, правда, говорит, что она умерла незамужней. Но, думаю, не в панталонах дело. Пазл складывается. Описание костюма Наташи больше подходит к 1860-м, чем к 1800-м. Остальные упоминания женских костюмов не так ярко говорят за мою теорию, с натяжкой их можно отнести и к времени Наполеона.
Ну совсем малиновое я не встречала, но пусть будет этот потрете княжны Долгорукой 1811 года. И в то, и в то время девушки могли надеть кисейные платья. Розаны стали мегапопулярны на пару лет позже, но это мелочи. В 1811 году они тоже встречаются на картинках. Но у Наташи и Сони на платье не было корсажа в прямом понимании. Конечно, можно предположить, что Толстой так назвал лиф платья. Но в свете других фактов больше рисуется такая картина
Не могу найти ни одного подтверждения, что в 1811 году незамужняя девушка могла надеть лиловое с черным. Предполагалось, что барышни носят пастельные цвета. Да и черные кружева как-то не в тренде. А вот в 1865 году, например, Ренуар пишет портрет мадемуазель Сикот. Не совсем лиловый, но черные кружева, мамзель и яркий цвет присутствуют. Такое впечатление, что Толстой рассказывает о каком-то абстрактном, вневременном костюме. Больше наделив его признаками и свойствами своего времени, чем Отечественной войны. Я не филолог и не могу сказать, было ли это каким-то художественным замыслом. Кстати, есть неплохая статья, где автор анализирует уже исторические несостыковки вроде невозможности салона у Анны Шерер, имен некоторых героев и даже их поступков. В ней он пытается дать обоснование антиисторизму описываемого. Я же пока выводов делать не буду. | |
Просмотров: 5558 | |
Всего комментариев: 0 | |